Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение ДОУ.

Здание детского сада типовое, двухэтажное. Отопление, канализация, водопровод – центральные. Освещение естественное и искусственное в пределах нормы. Территория детского сада благоустроена. Для проведения прогулок имеются участки, закрепленные за каждой группой, которые оборудованы малыми формами, оснащены верандами и игровым оборудованием, песочницами, гимнастическими лестницами, качелями, теневым навесом. На территории ДОУ есть спортивная площадка, которая используется  для проведения физкультурных занятий и спортивных праздников.

Имеются клумбы и цветники.

Образовательная среда создана с учетом возрастных особенностей детей, их склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы “уголки”, которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей. Музыкальный и спортивный залы оборудованы необходимыми пособиями: разнообразными гимнастическими стенками, набором приставных досок и лестниц, скамеек, дугами для подлезания и другим оборудованием, которое с успехом используется в работе.

Для проведения диагностической и коррекционной работы с детьми в ДОУ имеются кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда. В ДОУ имеется библиотека, комната фольклора «Русская изба», экологическая комната, комната психологической разгрузки, изо-студия.

В методическом кабинете имеются необходимые учебно-методические издания и учебно-наглядные пособия (демонстрационный, раздаточный материал, таблицы, карточки, муляжи и др.) Также имеется детская художественная литература, технические средства обучения: принтер, сканер, компьютер, проектор, экран. 6 компьютеров подключены к сети Интернет. В ДОУ информационные системы и информационно – телекомуникационные сети  доступны для педагогов, доступ воспитанников  к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.

В ДОУ имеется медицинский блок, который включает в себя кабинет медсестры, прививочный кабинет, изолятор. Медицинский блок оснащен необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПин: имеется необходимая мебель и медицинский инструментарий.

В ДОУ организовано четырехразовое сбалансированное питание детей. Для организации полноценного детского питания имеются: необходимое технологическое оборудование на пищеблоке, складские помещения, холодильное оборудование; используется разнообразный ассортимент продуктов питания; соблюдаются и строго контролируются сроки реализации продуктов питания; своевременно отрабатываются  заявки на их поставку.

Создание условий безопасного пребывания воспитанников и работников ДОУ в здании учреждения находится в центре внимания администрации. Главной целью управления охраной труда в детском саду является создание  и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников.

В ДОУ оформлен паспорт безопасности учреждения, создана комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, систематически согласно графику проводятся тренировки эвакуации, заключен договор с отделом вневедомственной охраны о централизованной охране ДОУ с помощью тревожной сигнализации, введен пропускной режим в здание ДОУ. Имеются информационные стенды по обеспечению безопасности, планы эвакуации.

Ежегодно перед началом учебного года проводятся работы по укреплению и развитию материально-технической базы учреждения: покраска оборудования на территории МБДОУ, косметический ремонт всех помещений детского сада.

В течение учебного года педагоги активно работают над  построением и совершенствованием развивающей среды. Пополняют новыми развивающими и дидактическими игрушками  центры игровой, двигательной,  художественно-эстетической, познавательно-речевой активности.

При организации предметно-пространственной среды для всестороннего развития дошкольников учитываются особенности условий финансирования. 

Места осуществления образовательной деятельности указаны в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Условия-получения-образования-инвалидами-и-лицами-с-ограниченными-возможностями-здоровья

Обеспечение доступа в здание ДОУ, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Наличие специальных технических средств обучения

Инструкция по охране жизни и здоровья детей

Положение об организации питания 2024

Условия питания воспитанников

Условия охраны здоровья воспитанников

Доступная среда

 УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!


“Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб” 
В.В. Путин


Среди воспитанников МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка» присутствуют дети, имеющие фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, а также дети-инвалиды.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

·         Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

·         Инвалиды с нарушением зрения и слуха

·         Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

·         Временно нетрудоспособные

·         Беременные женщины

·         Люди с детскими колясками

·         Дети дошкольного возраста.


Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченным  и возможностями здоровья (ОВЗ). 
Согласно образовательной политике Российской Федерации, “особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…”

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА


В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

·         закономерности психического развития,

·         показатели здоровья дошкольников,

·         психолого-физиологические особенности,

·         уровень общего развития,

·         коммуникативные особенности и речевое развитие,

·         эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1.     Принцип развития – Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2.     Принцип природособразности воспитания – Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3.     Принцип психологической комфортности – Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного “эмоционального самочувствия”.

4.     Принцип взаимодействия – Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5.     Принцип доверительного сотрудничества – Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6.     Принцип обучения деятельности – Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7.     Принцип здоровьесберегающий – Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

·         дошкольное воспитание;

·         внешкольное воспитание и образование;

·         среднее общее образование;

·         среднее профессиональное образование;

·         высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Предоставление услуг на объекте МБДОУ “Детский сад № 7 “Золушка”

·         Автостоянка(места)для инвалидов- отсутствует.

·         Пандус – отсутствует.

·         Адаптированные лифты- отсутствуют.

·         Раздвижные двери – имеются.

·         Кнопка вызова персонала – имеется.

·         Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне – отсутствуют.

·         Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) – отсутствуют.

·         Сурдопереводчик, тьютор – в штате отсутствуют.

·         Предоставление услуг в дистанционном режиме – не предоставляются.

·         Предоставление услуг по месту жительства инвалида – не предоставляются.

В МБДОУ “Детский сад № 7 «Золушка» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

  В ДОУ разработаны: «Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)» и «Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)».

  Коррекционно-развивающая работа проводится всеми воспитателями и специалистами ДОУ. В штате сотрудников имеются педагог-психолог и учителя-логопеды, имеющие соответствующее образование. Педагоги, работающие в группах комбинированной направленности, прошли курсы повышения квалификации по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО (инклюзивное образование)».

  Логопедическая коррекционная работа проводится с использованием следующих программ:

  • Нищева Н.В. «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»

В целях обеспечения эффективной работы с детьми с особенностями в воспитании, обучении и адаптации в ДОУ создан психолого-педагогический консилиум (ППк  ДОУ).

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающими дошкольное образовательное учреждение

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями).
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ППк  ДОУ, в который входят все специалисты ДОУ.
  • Создание условий для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ.
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута.
  • Проведение промежуточной диагностики и анализ полученных данных.
  • Консультирование родителей.

  Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учителя-логопеды),музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

     План работы с ребенком с ОВЗ включает следующие мероприятия:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
  • Далее под руководством педагога-психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка» функционирует логопедическая служба.